Антонова Ольга Алексеевна студент, Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа
Екомасова Наталья Вадимовна канд. биол. наук, доцент Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа
Красным мои комментарии.
На сегодняшний день изучение генофондов популяций различных народов мира, представляет большой интерес для науки и является непременной частью исследований истории и эволюции популяций человека. Одним из направлений многочисленных исследований являются этногенетические, касающиеся вопросов генетического разнообразия и происхождения этносов.
Для воссоздания путей этногенетических процессов, включающих историю формирования этносов, проводят популяционно-генетические исследования. Наиболее продуктивный подход при таких исследованиях – это использование высокополиморфных генетических маркеров, которые наследуются по одной из родительских линии. К ним относится маркеры Y-хромосомы.
Особый интерес для популяционной генетики представляют регионы, где длительное время происходили столкновения и взаимодействия разных этносов.
На территории Волго-Уральского региона проживают народы различных языковых групп. На этой территории происходили процессы формирования этнических групп, в которых участвовали финно-угры индо-иранцы, тюрки, славяне, татаро-монголы. Таким образом, этническая неоднородность народов и сложные процессы их этногенеза являются интересным объектом для исследований.
Мордва относится к представителям финно-угорской языковой семьи и в основном проживает на территории Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения за 2010 год в стране зарегистрировано 744 тыс. мордвы, около 45 % из них проживает в Республике Мордовия, остальная часть дисперсно расселена за ее пределами в основном в соседних регионах Среднего Поволжья.
Особенность мордвы как этноса заключается в том, что ее формирование происходило на основе двух племен, что предопределило внутриэтническое разделение на мокшу и эрзю [2, 3]. Таким образом, «мордва» - экзоэтноним и не является самоназванием народа. Этнические группы мокшан и эрзян с одной стороны очень близки по культуре и языку, а с другой стороны они имеют собственное самосознание [2].
Почему не народы, этнические группы?
В период формирования и развития мордва неизбежно сталкивалась и взаимодействовала с другими этносами. Достаточно длительный период времени она была в среде ираноязычных народов и переняла некоторые культурные и языковые элементы от них [2, 3]. Позже мордва довольно тесно контактировала с тюркоязычными народами (поволжскими татарами и чувашами), что подтверждается некоторыми заимствованиями, которые появились в лексике мордвы. Также по лингвистическим данным известно о связях между мордвой и славянами [3].
И все? А где балты? Рязано-окцы?
В процессе развития исчезают межкультурные различия, появляются смешанные пары, а затем и браки. Так происходит эрзянизация мокши и мошканизация эрзи. Процесс обрусения мордвы происходил медленно [2, 3]. Главным толчком к ассимиляции стала целенаправленная христианизация мордвы. Крещение мордвы имело как отрицательные стороны, так и положительные – мордва сблизилась с русскими [4].
Скорее ассимиляция стала проблемой в после военные годы.
Смешанное, чересполосное расселение мордвы, вероятно, послужило причиной столь частых ассимиляционных процессов у мордвы по сравнению с другими соседствующими этносами [2].
Чересполосное где? В Мордовии такого нет.
В настоящее время довольно часто поднимается вопрос о признании этнической самостоятельности каждого субэтноса, не смотря на долголетнюю совместную историю мокшы и эрзи. Однако это является угрозой исчезновения культуры и языка мордвы. Поэтому вопрос о сохранении единства актуален.
Общего языка нет у мокшан и эрзян, в чем угроза?
Молекулярно-генетическое изучение Y-хромосомы популяций мордвы проводилось во многих исследованиях. Однако субпопуляции мордвы ранее исследовались редко. Изучение полиморфизма Y-хромосомы мокши и эрзи может дать ответы на некоторые вопросы о возникновении и расселении народа мира, и покажет взаимосвязь субэтносов мордвы.
Но ниже анализ проводится то по всем вместе, то по отдельности.
На сегодняшний день известны работы по изучению генетической структуры популяции мордвы по данным об изменчивости Y-хромосомы. Наиболее актуальным является исследование мордвы в комплексе с популяциями Волго-Уральского региона [5].
Генетическое разнообразие Y-хромосомы в популяции мордвы представлено различными гаплогруппами и их субкладами. Так генофонд мордвы был проанализирован на две основные линии R1a и R1b [1, 5]. Частота встречаемости R1a-М198 составила 42,4 %, что является самым высоким показателем среди других основных народов, населяющих данную территорию [5]. Ранее эти линии уже исследовались у субпопуляций мордвы: частота встречаемости субклада R1a у эрзян составляла около 46%, у мокшан почти в два раза меньше – около 22% [7]. Такое различие объясняется влиянием других этносов, таких как булгары, татаро-монголы. Также этому способствовало географическое расположение расселения мокшан. Существуют и лингвистические доказательства о влияние тюрков именно на мокшан – это большое количество заимствованных слов [2]. Линия R1b определяется маркером M269, ее частота существенно ниже – 10,2 % по сравнению с предыдущей ветвью [5].
Комментариев нет:
Отправить комментарий