пятница, 22 июля 2022 г.

Происхождение имени Ахура Мазда

В имени Ахура Мазда (Ahura- Mazdā-) авестийское слово ahura- восходит к предполагаемому праиндоевропейскому глагольному корню *h2ens- «держать, править», от которого произошли также слова *h2ensa- «рукоять» (> лат. ānsa, лит. ąsà) и *h2ensiyo-/*h2ensiya- «вожжи» (> др.-гр. мн.ч. ж.р. ἡνίαι, мн.ч. ср.р. ἡνία, др.-ирл. мн.ч. ēis(s)i/ēis(s)e).

Уже в раннем праиндоевропейском языке (V тыс. до н.э.) от этого корня было образовано слово *h2énsus со значением «господин, царь, бог» (> хет. ḫaššu- «царь»; авест. ahu-, aŋhu- «господин»; прагерм. *ansuz > др.-сканд. áss / ǫ́ss, мн.ч. æsir «бог, ас»). В праиндоиранском от корня *asu- при помощи суффикса -ra- было образовано слово *asura- «господин», заимствованное в финно-угорские языки (эрз. azoro «господин», манс. ātər / ōtər «князь») и давшее авест. ahura- «бог, господь, ахура» и индоар. asura- «бог, господь, асура».

Авестийское слово mazdā- восходит к праиндоевропейскому композиту *mn̥s-dʰeh₁-. Его первая часть представляет собой нулевую ступень от ПИЕ существительного *mens «дух, мысль, ум, понимание» (> авест. manah-, др.-инд. mánas-), а вторая – глагольный корень *dʰeh₁- «деть». Таким образом, общий смысл композита – «применять мысль» или «сохранять в памяти». О его сущестовании уже в праиндоевропейскую эпоху могут свидетельствовать его вероятные производные – гр. μανθάνω «учиться» и праслав. mǫdrъ, рус. мудрый.

В определённый момент вторая часть композита *mn̥s-dʰeh₁- была осознана как глагольное имя, имеющее ту же форму, что и глагольный корень, и весь композит стал именем существительным с значением «мудрость», которое предполагается для его праиндоиранской формы *mn̥sdhā-. Рефлексами этой формы являются др.-инд. medhā́- и авест. mazdā-.

Авестийское имя существительное mazdā- имеет основу на -ā или на -ah, и его склонение является нерегулярным. Причина, по всей видимости, заключается в том, что выражающее отвлечённое понятие слово женского рода (в древнеиндийском medhā́- «мудрость» всегда является существительным женского рода) стало именем мужского божества. Кроме того, в текстах на авестийском языке слово mazdā- используется и как существительное, и как прилагательное. Соответственно, имя Ahura- Mazdā- может пониматься как Господь Мудрость или Господь Мудрый, но большинство исследователей в настоящее время склонны видеть в его втором компоненте скорее существительное.

https://aquilaaquilonis.livejournal.com/2251041.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий