понедельник, 10 апреля 2023 г.

Антропология мокши и эрзя. Исследование форума Балто-Славика.

Авторы: Пастор_Шлаг, eugene-march, makc

«Максим, Вы знаете, что у Вас удивительный, совершенно замечательный ЧЕРЕП?»

"Восстание брахицефалов Константин" Дегтярев

Территория Западного Поволжья всегда интересовала антропологов, с одной стороны это стык различных природных зон - тайги, степи и широколиственных лесов, с другой буферная зона для огромных этнических массивов, уральского, славянского, балтского, тюркского и прочих. Так же на данной территории существовало множество культур и общностей, которые оставили после себя достаточно много материалов со времен мезолита до позднего средневековья. Однако чтобы понять те процессы, которые происходили в Западном Поволжье нельзя обойтись без изучения коренных насельников данной территории, таких как мокша и эрзя, о которых и пойдёт речь в нашей работе.

Изучение антропологии окско-сурских народов началось на рубеже 19-го и 20-го веков, именно тогда вышли в свет первые работы. Нельзя не отметить множество неточностей в этих работах, а также неудовлетворительный по нынешним меркам подход в измерениях, из-за чего эти работы можно рассматривать только в ретроспективе. Но антропологические различия эрзян и мокшан не ускользнули и от первых исследователей.

Так в 1912 году выходит в свет курс лекций С.К. Кузнецова, который отмечает такие антропологические особенности мокшан и эрзян: «Что касается отличия эрзи от мокши, то оно выражается в физическом типе и в целом ряде особенностей внешнего и внутреннего быта.

Присматриваясь к мокшанской толпе, наблюдатель скоро заметит, что она представляет большее разнообразие типов, сравнительно с эрзянской. Рядом с белокурыми, сероглазыми и обладающими светлой кожей особями, из которых состоит эрзянская толпа, мы встречаем здесь значительное, едва ли не преобладающее, количество индивидуумов, обладающих черными волосами и глазами, смуглым, желтоватым цветом кожи. Лица представляют такое же разнообразие, как окраска кожи и волос. Мокша в большей части случаев, как и эрзя, обладает круглым лицом, но строение его иное, чем у эрзи. Не решаясь характеризовать это различие в терминах анатомо-антропологических, мы отметим только, что мокшанские круглые лица приближаются по типу к татарским и чувашским. Среди преобладающей массы круглых лиц у мокши встречаются овальные лица, с тонким, правильно очерченным носом. Особи, обладающие такими лицами, имеют большие черные глаза, желтоватую кожу и черные волосы.

При одинаково высоком росте, мокша отличается массивностью сложения и вытекающей отсюда неповоротливостью. Не обладая грацией и изяществом движений, мокшанские девушки и женщины проявляют в походке, в говоре, в жестах самоуверенную силу и энергию. Прямой и несколько откинутый взад стан, тяжелые, размашистые движения, громкая речь с несколько хриплыми нотами—вот черты, которые наблюдатель отмечает в мокшанской толпе».

В середине 20-ого века, наблюдается новый виток интереса к антропологии народов Восточной Европы, советской антропологической школой накоплен достаточно обширный материал, который расширил границы существующих к тому моменту знаний. Наиболее интересны работы таких авторов, как Бунак, Марк, Дерябин, Витов, Алексеев, Алексеева. Не были обделены вниманием мокшанский и эрзянский народы.

Стоит заметить, что разные авторы используют различные расовые и типологические термины, поскольку подходят к решению этногенеза тех или иных популяций исходя из своих точек зрения. Рассмотрим некоторые из них, которые касаются генезиса мокши и эрзи.

С.Ю. Марк

Марк собрала огромный материал по популяциям мокши и эрзи, было исследовано 30 групп, из которых 15 территориальных групп эрзи, 13 групп мокши, 1 группа терюхан и 1 группа каратаев. Исследователь отмечает у мокшан на северо-западе Мордовии наличие субуральского типа, его признаками являются сравнительно слабый рост бороды, относительно узкий разрез глаз, встречается эпикантус, лицо уплощенное, скулы средневыступающие, переносье пониженное, чаще встречаются прохейличные формы профиля верхней губы. По этим признакам мокшане мало отличаются от татар, марийцев и чувашей. У мокшан проживающих на юге Мордовии и в Пензенской области наличие субуральского типа выражено слабо, их характеризует сравнительно темная пигментация, что позволяет отнести их к северопонтийскому типу.

Эрзянские же группы наиболее светлопигментированные, что сближает их с северными европейцами. Сходство с северными европеоидами проявляется так же в относительно большой длине тела и крупным размерам головы и лица. Однако у эрзян чаще встречается вогнутая спинка носа, голова чаще мезокефальная, лицо относительно узкое и высокое.

Таким образом Марк выделяет субуральский и северопонтийский тип у мокшан, а также сурский тип близкий западнобалтийскому у эрзян.

Т.И. Алексеева.

Популяции эрзи Алексеева относит к переходным вариантам между беломоро-балтийским и степным кластером. У них отмечается удлинение формы головы (указатель – 79,6% и 79,7%), увеличение относительной высоты лица и носа, усиление роста бороды, увеличение встречаемости опущенного кончика носа и уменьшение числа случаев вогнутого профиля спинки носа. Эти черты свидетельствуют о наличии черт южных европеоидов. Однако, пигментация волос относительно светлая, хотя и темнее беломоро-балтийцев. По совокупности эрзя относятся, скорее к кругу северных европеоидов.

У мокши по сравнению с эрзей более заметно проявляются черты южных европеоидов. Форма головы еще более удлиненная (Г.У. – 78,7%), лицо относительно узкое, пигментация глаз и волос – заметно темнее, опущенный кончик носа встречается чаще. Хотя у мокши слабее рост бороды и чаще встречается слегка уплощенные лица.

Так же для нас интересна популяция северо-западной группы эрзян, которую иногда называют «шокша» или «теньгушевские эрзя», данная группа имеет ряд особенностей, которые проявляются в народном костюме и быте. Имеются и лингвистические особенности, шокшинский говор обычно называют изолированным диалектом эрзянского, хотя некоторые исследователи считают, что язык теньгушевских эрзя это не что иное, как сохранившийся язык летописной мещеры.

Исследование этой группы было проведено Г.Л. Хить, на основе ее данных Т.И. Алексеева делает следующие выводы, по сравнению с группами мокши, эрзи и русскими Мордовии, «шокша» обладает более светлой пигментацией, несколько меньшим ростом бороды, более узким лицом и прямым носом, что сближает ее с русской мещерой.

В.В. Бунак.

Бунак констатирует большое отличие мокши от эрзи. Так более темная пигментация сближает мокшан с уральскими группами, так же сходны с уральскими вариантами по размерам лица и росту бороды нароватовские мокшане. Но в целом уральский элемент не имеет преобладания ни у мокшан, ни у эрзян, отсутствие его наиболее ясно проявляется в эрзянских группах восточной части Мордовии. Бунак также выделяет своеобразие антропологического облика эрзи, где сочетаются мезокефалия, средние размеры лицевых диаметров, повышенная по восточноевропейскому масштабу для светлых радужин, сильный рост бороды, сильно профилированное (в горизонтальном сечении) лицо, высокое переносье и вместе с тем повышенная частота поднятого основания носа, вогнутого профиля спинки носа (~17%), редкое отсутствие складки века (~38%). Такое сочетание признаков отводит эрзянскому варианту особое место в ряду антропологических типов Восточной Европы.

В другой своей работе ученый высказывает мысль, что формирование эрзянских светлопигментированных групп происходило в довятическое и добалановское время. Возможно была некогда существовала прямая или косвенная связь эрзянского типа с каким-то балтийским вариантом, об этом так же может говорить близость окско-сурских языков к прибалтофинским. Во всяком случае, антропологический материал не дает указаний на то, что в волго-окском междуречье имеет место большое влияние уральского типа. Древнее население волго-окской зоны являлось группой, в которой балтийские антропологические черты не получили большого распространения, а преобладающий элемент практически не отличается от основного восточноевропейского.

Г.А. Аксянова.

Аксянова основываясь на данных К.Ю. Марк делает следующие выводы: суммарно мужские популяции эрзи и мокши характеризуются средним ростом, выраженной мезокефалией, грацильным строением головы и лица преимущественно из-за малых поперечных размеров, относительным расширением носа из-за уменьшения его высоты, утолщением губ, светлой или среднепигментированной окраской волос и глаз, умеренным ослаблением европеоидного комплекса описательных черт. Эрзя максимально из всех неславянских коренных народов Среднего Поволжья приближается к балтийским финнам и русским. Различия между эрзей и мокшей по измерительным признакам слабые. Однако у эрзи в среднем более выражено северо-западное направление сходства, у мокши – южное европеоидное (понтийское) и восточное (уральское). В классификациях обычно подчеркивается определенная гетерогенность антропологического состава между мокшей и эрзей.

В.Е. Дерябин.

Дерябин считает, что эрзя соответствует автохтонному для Восточной Европы антропологическому европеоидному варианту характеризующемся мезокефалией, лептопрозопностью, средней пигментацией глаз и волос, средним ростом бороды и отсутствием эпикантуса. Для него он предлагает использовать термин введенный Т.И. Алексеевой (1965) – восточно-европейский антропологический тип. Так же Дерябин оспаривает точку зрения К.Ю. Марк о наличии среди эрзи представителей антланто-балтийской расы, основываясь на сравнении популяций эрзи с популяциями шведов, зап.финнов, эстонцев и латышей, среди которых распространен данный тип.

Мокша по мнению Дерябина занимает промежуточное положение между зонами восточно-европейского (эрзя) и степного типов. Таким образом у мокшан можно констатировать наличие восточно-европейской основы, модифицированной понтийским антропологическим компонентом в сочетании с очень небольшой монголоидностью или уралоидностью.

В рамках проекта "Генографик" лабораторией популяционной генетики ГУ МГНЦ РАМН в октябре была проведена экспедиция "Мордовия 2010". Основной целью экспедиции явился сбор крови у коренного населения региона мокши, шокши и эрзи, для изучения этих этносов методами популяционной генетики.

Исследовались 8 популяций: 4 эрзи, 3 мокши и 1 шокши. Всего исследовано 690 человек, в среднем 86 человек на популяцию.

Легенда:

1. Красные фишки - Шокша. Теньгушевский район РМ.

2. Желтые фишки - Эрзя. Лукояновский район Нижегородской области.

3. Оранжевые фишки - Мокша. Торбеевский район РМ.

4. Голубые фишки - Мокша. Инсарский район РМ.

5. Фиолетовые фишки - Эрзя. Чамзинский район РМ.

6. Синие фишки - Эрзя. Ардатовский район РМ.

7. фишки - Эрзя. Ичалковский район РМ.

8. фишки - Мокша. Краснослободский район РМ.

Помимо этого собран фотоматериал по популяциям 1, 2, 3, 6, 7, 8.

Было выполнено 450 фотоснимков 150 взрослых мужчин в трех нормах: анфас, полупрофиль, профиль. Из них 44 эрзи Лукояновского района, 43 эрзи Ардатовского района, ??? эрзи Ичалковского района , 31 шокши Теньгушевского района, 32 мокши Торбеевского района и 99 мокши Краснослободского района.

Рассмотрим распределение антропологических признаков данных популяций (см. таб. №1).

Среди описательных признаков, характерных для всех популяций можно выделить следующие.

Рост бороды в исследуемых группах - средний или сильный, брови чаще густые или средние. Глазная щель средней ширины и в подавляющем большинстве случаев расположена горизонтально. Средне развита складка верхнего века (в медиальной и дистальной части больше, чем в проксимальной). Эпикантуса нет совсем. Преобладает слабонаклонный лоб с несильно и умеренно развитым надбровьем.

Слизистые губ - тонкие, исключение составляет популяция мокши, где процент полных губ равен- 15,6.

Цвет глаз фиксировался по 12-бальной шкале Бунака:

Цвет волос по пятибалльной шкале Бунака:
По пигментации глаз и волос исследованные группы , преимущественно, относятся к кругу североевропеоидов. Наиболее светлопигментирована по цвету радужной оболочки шокша Теньгушевского района, имеющие 64,5 % светлых глаз (№ 9-12 по схеме Бунака). Однако у них и самый высокий процент темных волос-71 %. Мокша Торбеевского района и эрзя Лукояновского района имеют 56,2 и 59,1 % светлых глаз, 34,4 и 36,4 % светлых волос, соответственно. Несколько более темнопигментированными оказались эрзя Ардатовского района 44,2 % светлых глаз и 34,9 % светлых волос.


Представляет интерес соотношение частот выпуклых и вогнутых спинок носа. Следует отметить, что в популяциях, характеризующихся преобладанием частоты выпуклых спинок немного больше размеры самого носа по длине (высота от бровей) и, соответственно, более низкий носовой указатель. Наибольший процент выпуклых носов отмечен среди шокши- 22,6 % и эрзи Лукояновского района- 20,4%. У шокши также высокий процент опущенных кончиков носа- почти у каждого третьего. Наименьшая частота выпуклых носов отмечена у мокши- 12,5 %, у них отмечен наиболее высокий процент вогнутых спинок- почти в 3 раза чаще, чем у шокши и в 2 раза чаще, чем в популяциях эрзи.

По форме волос определялись пять градаций: прямые волосы, плосковолнистые, широковолнистые, средневолнистые и узковолнистые. Преобладают прямые, реже встречаются широковолнистые и средневолнистые волосы. Последние с большей частотой отмечены в популяциях шокши- 25% и эрзи Ардатовского района- 16,3 %.

Таблица 1:
По головному указателю все исследованные группы характеризуются относительной однородностью. Процент долихо-мезоцефалии колеблется в интервале от 61,3 у шокши до 71,5% у эрзи Лукояновского района.

Наименьший лицевой индекс (соотношение морфологической высоты лица и скулового диаметра) отмечен у мокши - процент эурипрозопии 25 %, более высокий лицевой индекс в группах эрзи от 16,0 до 18,6 % эурипрозопии. Шокша по данному признаку занимает промежуточное положение, однако среди них достаточно высокий процент лептопросопии- 29,0%.

Остановимся на комплексе таких признаков, при помощи которых можно уловить слабую примесь уральского элемента: на высоте переносья, поперечном профиле спинки носа, положении оси носовых отверстий, развитии складки верхнего века, горизонтальной профилировке лица, выступании скул и профиле верхней губы. Мы придерживаемся точки зрения Бунака о том, что уральская раса сформировалась в особом очаге расообразования и представляет собой особый комплекс признаков и уже, по крайней мере с мезолита, находилась в малой генетической связи с протоморфными азиатскими группами. В.В. Бунак писал: «Уральский тип- один из немногих сохранившихся до нашего времени северных евразийских вариантов- занимает морфологически и географически занимает промежуточное положение между монголоидным и европеоидным стволами и лишь формально может быть причислен к тому или другому».

Итак, все исследованные группы, безусловно, относятся к европеоидам. Однако, по указанному комплексу признаков установлен слабый уральский элемент у мокши, у которых сравнительно несколько ослаблена горизонтальная профилировка лица, процент вогнутых спинок- 18,8, прохейлии- 9,4, мезогнатии- 15,7, косого расположения глазной щели- 15,6. В других группах, эрзи и шокши уральский элемент незначителен.

Суммируя данные по изученным группам, можно сделать вывод о том, что популяции эрзи и шокши относятся к североевропеоидной расе, особому специфическому варианту, переходному между атланто-балтийской и беломоро-балтийской расами с небольшим южноевропеоидным компонентом, более выраженном в группе эрзи Ардатовского района и незначительным уральским компонентом.

Вариант беломорско-балтийской расы по Чебоксарову в данных группах наиболее соответствует балтийской расе Бунака, в которую входит и западно-балтийский антропологический комплекс. Генезис данной расы нам представляется как результат трансформации протоморфного широколицего североевропеоидного типа при участии групп культуры шнуровой керамики.

Популяция мокши относится к балтийской расе с более явным уральским компонентом в ее составе в сравнении с группами эрзи и шокши.

Композитные портреты.

Эрзя. Лукояновский район.(N=44):

Эрзя. Ардатовский район.(N=43):
Мокша. Торбеевский район.(N=32):
Мокша. Краснослободский район.(N=99):
Эрзя (псевдошокша).Теньгушевский район.(N=31):

Комментариев нет:

Отправить комментарий